Горные лыжи – по многим причинам особенный вид спорта. В этом его красота и сложность одновременно. Лыжник проскальзывает между двумя «средами»: небом и снежной горой, погружаясь в обе сферы и получая острые сигналы для всех органов чувств от обеих. И нет ни одной пары одинаковых проездов! Этот аттракцион или искусство или просто способ передвижения люди всё-таки смогли превратить в спорт, а значит, придумать критерии для сравнения вроде бы несопоставимых обстоятельств и ощущений.
Состязание устроено так: на склоне перед лыжниками ставится задача в виде трассы – маршрута, обозначенного вешками. Существуют правила прохождения трасс. В зачет идет время, потраченное на спуск по трассе.
У всех участников к финишу усталость, возбуждение, спертое дыхание, свист в ушах, слезы на глазах. А время у всех разное. Почему?
Если отбросить несущественные объяснения типа «у нее костюм круче», «у него лыжи лучше едут», «у меня ямы на поворотах были глубже», то поиск ответов на вопрос «почему время разное» и есть сущность процесса обучения. В школе ЛиСки решили превратить философский вопрос времени в рутинный.
Включить засечку времени в процесс тренировок позволила разработка Вадима Никитина и Александра Мистрюкова. Вадим полностью
сконструировал модуль «омеги» со стартовым, финишным блоком и табло, показывающим три последних результата. Александр
дополнил систему хронометража идеей выхода в интернет и написал программу обработки результатов на сервере.
К системе добавились GPRS модуль с сим-картой и RFID-считыватель. Брелок для последнего приспособления
один лисковец афористично назвал «таблеткой от времени».
На старте лыжник прикладывает свою метку с уникальным номером к считывателю, и на сервер передаются данные: номер (imea) GPRS модуля, событие (старт или финиш), точное время события и, главное, номер RFID метки участника. На сайте школы ЛиСки создается страница для отображения результатов тренировки или соревнования. При такой передаче результатов на сайт не требуются помощники, замерзающими руками записывающие секунды на бумагу. Участники и их родители могут мгновенно увидеть в смартфоне все замеры времени текущей гонки или сравнить их с архивными данными. Так в школе создается база результатов. Но коварность горнолыжной статистики – невозможность сравнения результатов заездов на разных склонах с разными природными условиями и разными участниками, – заставила искать способ перевода локального измерения на некий универсальный язык горнолыжного эсперанто. Каждый лыжник накапливает показатели – приведённое время, сравнимое с другими спортсменами или с самим собой.
Идея возникла у Вадима Никитина примерно 30 лет назад во времена расцвета горнолыжной секции спортивного клуба Академии наук СССР (СКАНа).
Суть формулы в том, чтобы на основе «поведения» достаточно большой группы участников гонки вывести некий коэффициент для
данного мероприятия и для каждого удачно финишировавшего спортсмена получить результат, приведенный к обобщенной «абсолютной»
трассе, подобно дистанции у бегунов. Вадим вывел «научный» показатель АКВ – абсолютное квалификационное время. Школа
упростила выражение, и приведение
секунд превратилось в «приведённое время» (tп).
2024 год стал первым и базовым для подсчета приведенного времени (tп) для школы ЛиСки. За этот год появилась группа
участников соревнований и тренировок, которым были присвоены tп. Можно назвать эту группу «костяком». Для
определенного мероприятия берется сумма tп всех участников «костяка» (у которых есть tп) –
это Σtп и сумма их же реальных времен tр в данном состязании — это Σtр. Вычисляется
предварительный поправочный коэффициент трассы K = Σtп / Σtр. На этот коэффициент
умножаются отдельные результаты участников «костяка». Некоторые tп могут сильно отличаться от предыдущих по
разным причинам, тогда этот «выброс» не учитывается в статистике. По поправленной совокупности пересчитывается K.
Результаты всех участников события умножаются на этот коэффициент и всем присваивается tп мероприятия
(соревнования или тренировки).
Что дает практика регулярных тренировок с засечкой времени? Лыжнику приходится, кроме лыж, опираться только на ощущения от своих движений. Есть, конечно, тренер, который профессионально опишет, как выглядит исполнение поворотов со стороны и посоветует, на что обратить внимание. Есть критика товарищей по команде и родителей. Но должна же быть какая-то объективная оценка, чтобы самому отследить реальное положение дел. Для этого в школе практикуются запись проездов на видеокамеру и просмотр с тренером, но эта возможность появляется только на сборах. Регулярная засечка времени на тренировках на Лисьей горе и на сборах – богатый материал для обдумывания причин застоя или роста в результатах, отставания от соперников. Трасса с регистрацией времени проходится более собранно, ценится каждый поворот. Есть конечно, определенный стресс, когда участник едет «на время», поэтому «омега» ставится не на всех трассах. Но привычка к хронометражу обязательно скажется на психологическом состоянии на ответственных соревнованиях.
